А.Н.Осипов

Начальник сектора ГУНПО "Специальная техника и связь" МВД Сибирский филиал

Результаты испытаний лазерного стрелкового тренажера "РУБИН" в системе сертификации специальной и военной техники МВД России

В соответствии  с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", а также в целях совершенствования качества вооружения, военной и специальной техники в МВД России образована ведомственная, добровольная система сертификации (СССТ МВД России).

Установленные правила в СССТ предполагают проведение сертификационных испытаний всех видов вооружения и специальных технических средств, поступающих в любые структурные подразделения МВД России. Лазерные стрелковые тренажеры, о которых идет речь на семинаре, являются специальным техническим средством обучения военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел и таким образом попадают в сферу сертифицируемой продукции в СССТ МВД РФ.

Сибирский филиал ГУ НПО "Специальная техника и связь" МВД России получил аккредитацию в СССТ в качестве испытательной сертификационной лаборатории по оптико-электронным устройствам, используемых совместно со стрелковым оружием. К числу таких устройств относятся в первую очередь оптические прицелы, визиры и целеуказатели.

Тренажеры серии "Рубин" по принципу действия являются также целеуказателями, то есть устройствами, согласованными с линией выстрела оружия и проецирующими изображение светящейся точки лазера на цель. Принципиальная "близость" тренажера "Рубин" и целеуказателя определила программу сертификационных испытаний, в которую вошли проверки более 20 технических показателей качества, характерных для лазерных целеуказателей. Среди таких показателей можно назвать мощность лазерного излучения, класс безопасности; диапазон выверки; стойкость к ударам, воздействию влаги и т.п. В результате испытаний установлено, что все показатели тренажера "Рубин" ЛТ-122ПМ(ик) соответствуют требованиям СССТ МВД России и технических условиям изготовителя.

Так как лазерный стрелковый тренажер является по сути имитационной техникой, то в оценке его свойств должны быть обязательные проверки того, насколько тренажер имитирует выстрел или "подобен" реальной стрельбе. В результате испытаний установлено, что "сходимость" имитационной и боевой стрельбы из пистолета Макарова составляет: по критерию кучности 29%; по критерию эффективности (вероятность поражения мишеней, разнесенных по фронту) - 74%. На основании полученных данных сделан вывод о том, что тренажер Рубин имитирует реальную стрельбу, несколько "завышая" среднестатистический результат. При этом более высокая сходимость обеспечивается при стрельбе на поражение в условиях ограниченного времени.

При сравнении тренажера Рубин по "сходимости" стрельбы с электронным тиром Скатт установлено, что они практически равнозначны, а причиной "завышения" результативности является, в основном, отсутствие в тренажерах эффекта реального выстрела (звук, отдача и т.д.). В этой связи развитие тренажера Рубин видится в плане улучшения "сходимости" результатов и, в том числе, на основе использования холостых боеприпасов.

На сегодняшний день тренажер Рубин является единственным в Росси тренажером, имеющим сертификат соответствия СССТ МВД России, и отвечающим основным требованиям по огневой подготовке на стадии первоначального обучения и интенсивного тренинга "отстающих".

 

Б.М.Абрамкин
Старший преподаватель ИППКС ФСБ России

Некоторые аспекты методики применения лазерных тренажеров в огневой подготовке слушателей института ФСБ

Накопление определенного объема знаний и навыков является своеобразным Рубиконом, переход которого вызывает потребность представить приобретенный опыт на суд коллег. Иначе все труды твои грозят стать никем не востребованным балластом, а сам ты становишься рабом собственных догм. Ведь только в споре рождается истина, поэтому хочется поделиться частью своего опыта.

Мне как преподавателю, обучающему стрельбе из огнестрельного оружия, часто приходится слышать от обучаемых, что пока не отстреляешь ящик-два патронов, не сможешь научиться хорошо стрелять. Отчасти это так, но только отчасти. Без знаний теории стрельбы, с одной стороны, и наличия элементарных навыков владения оружием, с другой, нельзя научиться профессионально владеть оружием. Но приобретенные навыки стрельбы нужно и поддерживать, и оттачивать, а это - без практической стрельбы - трудная задача. Это знали и в былые времена. Даже у А.С. Пушкина в рассказе "Выстрел" есть место, где описана тренировка в стрельбе из пистолета. В частности, один из персонажей рассказывает, что "…лучший стрелок, которого удалось… встречать, стрелял каждый день, по крайней мере, три раза перед обедом. Это у него было заведено, как рюмка водки". Так, что практическая стрельба никогда лишней не бывает. Но как быть в случаях, когда по ряду причин практическая стрельба либо проводится крайне редко, либо невозможна? Выход есть. Например, в нашем Институте используется лазерный стрелковый комплекс "РУБИН".

Лазерный стрелковый комплекс "РУБИН" применяется в учебной практике Института для проведения учебных и боевых стрельб слушателей из пистолета Макарова, также автомата Калашникова, СВД, НРС-2, ПССа по стандартным и специальным мишеням на расстоянии от 5 до 50 м.

Комплекс "РУБИН" позволяет отрабатывать технику любой стрельбы, как учебной с использованием лазерной насадки на штатном оружии, так и стрельбы боевыми патронами, не меняя при этом ни мишени, ни аппаратуры, что экономит учебное время, отведенное на практическое занятие.

Комплекс "РУБИН" позволяет преподавателю контролировать ход учебного процесса. Например, контроль за правильностью прицеливания в момент выполнения выстрела можно осуществлять с помощью использования возможности комплекса "РУБИН" показывать реальное изображение мишени и точки попадания после произведенного выстрела (см. Рис. 1)
А использование специального лазерного тренажера, дающего лазерный луч в невидимом человеческим глазом спектре, позволяет контролировать и сам процесс прицеливания.

На практических занятиях по огневой подготовке с начинающими стрелками мы используем мишени Иткиса (см. Рис. 2).

С помощью этих мишеней стрелок учится управ­лять пистолетом мышцами плеча, а также развивает координацию движения при удержании пистолета. Локтевой и запястный суставы, при удержании рукоятки пистолета, должны быть зафиксированы. Управление пистолетом, в пределах 30÷40 сантиметров (по линиям мишени), осуществляется при изготовке с одной руки мышцами плечевого сустава правой (левой) руки, при двуручной изготовке – мышцами обоих плечевых суставов.
 

С помощью этого упражнения, можно научиться не только и не столько управлению пистолетом, сколько согласованной работе (координации) групп мышц задействованных в работе с оружием. При движении пистолета мышцами плеча, мышцы руки, закрепляющие локтевой и запястный суставы, должны оставаться в одном и том же напряжении. У стрелка должно создаться ощущение, что система рука – пистолет это единое целое.

На занятиях по огневой подготовке, мы предлагаем обучающимся отрабатывать поочередно ряд упражнений, при этом насадка лазерного тренажера включена на постоянное свечение. Данный подход позволяет стрелку следить за движением луча, удерживая его в контуре линейной цели (мишени Иткиса). Что же включают в себя предлагаемые упражнения?

Упражнение 1. Обучающийся изготавливается к стрельбе и проверяется на центр повешенной перед ним мишени. После проверки правильного выхода оружия на мишень, задача стрелка – удерживая ровную мушку мышцами плеча, вести пистолет по нарисованной фигуре, стараясь при этом не "выезжать" за габаритные линии цели.

Упражнение 2. Как и в упражнении 1, управляя только мышцами плеча, стрелок "рисует" фигуры, но теперь сопровождает движения руки плавным движением указательного пальца, нажимающего вперёд-назад на спусковой крючок.

Упражнение 3. Взведя курок, обучающийся выполняет "рисующие" движения по одной из выбранных фигур, останавливая руку по центру фигуры и плавно нажимает на спуск, контролируя ровную мушку. Каждый раз перед нажатием на спуск оружие необходимо подводить в центр фигуры с разных сторон.

 

Рис. 1. Точка попадания после произведенного выстрела

Рис. 2. Линейные цели – мишени Иткиса

Работа по мишеням с указанными размерами толщиной габаритных линий в 1 см, осуществляется с дистанции 25 метров, а если тренировка осуществляется на более близком расстоянии, то размер мишени пропорционально уменьшается (для расстояния 10 метров все размеры в 2,5 раза меньше).

Эксплуатация лазерного комплекса "РУБИН" показала, что с его помощью на 25÷30 % ускоряется, как процесс обучения слушателей первичным стрелковым навыкам, так и процесс их совершенствования.

Однако выявились некоторые методические "слабости" лазерного тренажера. Профессионалам известен такой прием, используемый в тренировочном процессе, как стрельба или тренировка в "сухую". Стрелок, приняв стойку для стрельбы, наводит пистолет на цель, находящуюся в 4÷5 метрах от него. При этом оружие не заряжено, курок взведен, а целью является белый лист. Обучающийся должен "взять" ровную мушку и, удерживая ее в прорезе целика, производит "выстрел", т.е. спуск курка с боевого взвода. При этом на протяжении всех своих действий стрелок должен концентрировать свое внимание на целике и мушке. Если при "выстреле" мушка ушла вниз, то это значит, что нажатие на спусковой крючок было резким и ствол оружия уходит вниз. Если нажатие производилось плавно, то "ныряние" мушки не происходит. Данное упражнение учит начинающего стрелка концентрировать свое внимание перед выстрелом на прицеле, а не на мишени. Но стоит только начинающему стрелку при выполнении подобной тренировки дать пистолет с лазерной насадкой, то все внимание обучающегося концентрируется на мишени с целью зафиксировать пятно лазерного луча, как результат попадания. Подобное применение лазерного тренажера только способствует закреплению ошибочных действий и неправильных навыков. А вот стрелку, который имеет достаточные навыки в правильном прицеливании, применение лазерного тренажера для тренировки в "сухую" будет полезным.

Одно из неоспоримых достоинств комплекса "РУБИН" заключается в том, что он позволяет снизить не только потребление боеприпасов (почти в полтора раза), но и затраты на их приобретение.

Например, для практических занятий со слушателями на учебные стрельбы предусмотрен расход боеприпасов на одного слушателя в год: для короткоствольного оружия – 180 патронов, для длинноствольного оружия - 100 патронов. В соответствии с установленными нормами в год для учебных стрельб требуется патронов: автоматных - 4000 шт. (стоимость 6 руб. за патрон), пистолетных - 72000 шт. (9 руб. за патрон). Таким образом, затраты на приобретение боеприпасов составят 652 тыс. руб.

При использовании для обучения и совершенствования практических навыков в стрельбе лазерного стрелкового коплекса "РУБИН" расход патронов на учебные стрельбы можно сократить в 3÷4 раза. Экономия очевидна.

Еще один момент. При отсутствии стрелкового тира, можно установить аппаратуру комплекса "РУБИН" в любой комнате и "стрелять" в любое удобное время. 

Наш Институт очень тесно поддерживает связи с Научно-техническим центром "Лазерные приборы" и, в частности, с разработчиками лазерных стрелковых тренажеров В.А. Домбровским, В.М. Коржовым и А.А. Ковалевым. Это сотрудничество приносит свои положительные плоды. Разработчики активно откликаются на наши предложения, направленные на усовершенствование и улучшение работы комплекса "РУБИН". И в результате разработчиками создан, а в нашем Институте опробован и эксплуатируется стационарный вариант комплекса "РУБИН", позволяющий вести стрельбу, в том числе и в движении, с использованием лазерных излучателей и боевого оружия днем и в условиях ограниченной видимости, на расстоянии от 100 метров и до стрельбы в упор. 

Доработка лазерного тренажера позволила отрабатывать "поражение" "противника", по зонам поражения. В частности, нами дооборудован легкий защитный жилет (ЖЗЛ-74). На нем с использованием самоклеющейся светоотражающей бумаги нанесены жизненно важные зоны человека (см. Рис. 3).

Стрелок учится (в зависимости от поставленной руководителем стрельбы задачи) поражать противника по указанным зонам, либо на поражение, либо на нанесение минимального поражения. Все упомянутые мной методические приемы, будут продемонстрированы участникам семинара на показательных занятиях в тире Института.

Рис. 3. ЖЗЛ-74 с нанесенными зонами поражения

Ю.О.Корниенко

преподаватель кафедры ОБП ИППКС ФСБ РФ

Применение лазерных тренажерных комплексов для выработки профессиональных навыков ведения боя на коротких дистанциях

Наиболее частым видом боевых действий для правоохранительных органов является бой на коротких дистанциях с применением огнестрельного оружия, который приходиться вести индивидуально или в составе малой группы. По сути своей, это огневой контакт с целью предупреждения противника в его противоправных действиях, а при необходимости его поражения. Такие ситуации, как правило, возникают внезапно и протекают очень быстро. Специфика деятельности сотрудников правоохранительных органов диктует особый подход в вопросах огневой подготовки.

Хотелось бы отметить, что на сегодняшний день, с учетом быстрого развития технических средств, появилась возможность отрабатывать действия сотрудников в ситуациях максимально приближенных к боевым и добиваться прочного закрепления тех навыков и умений, которые необходимы сегодня для выполнения сложных оперативно-боевых задач.

В современных условиях сотруднику правоохранительных органов мало уметь выполнять упражнения по огневой подготовке, предусмотренные курсом стрельб и учебно-тематическим планом, ему необходимо владеть такими навыками огневой подготовки, которые могли бы соответствовать ежедневно тем ситуациям, в которые он попадает или может попасть при выполнении своих служебных задач. Исходя из этого на занятиях по огневой  подготовке и рукопашного боя, мы можем и должны создавать, моделировать "игровые ситуации", приближенные к тем, в которых может оказаться наш сотрудник.

Тем не менее мы привыкли именно к стрельбе в тире по грудной или ростовой мишени, которая неподвижна и находится на одинаковом расстоянии по фронту. Но мы знаем, что в реальных ситуациях все по другому: перед нами уже живой человек, который постоянно перемещается, представляет реальную угрозу нашему здоровью и, не исключено то, что их может быть несколько. Кроме этого все прекрасно знают, что находиться при огневом контакте на одном месте нельзя – ты также являешься мишенью. Мы понимаем, что мало научить наших сотрудников "спортивной стрельбе", необходимо дать навыки ведения огневого боя по движущимся целям, при этом самому уметь работать в движении, а также уметь вести групповой огневой бой на близких дистанциях, о котором, к сожалению, мало кто говорит.

Понятно, что при учебной стрельбе многие моменты приходиться считать условными, так как мы при тренировке не можем ставить вопрос жизни своих сотрудников под угрозу. В чем же заключается суть проблемы?

 Непосредственная боевая природная реакция заложена в любом человеке изначально. У наших далеких предков она срабатывала при любом резком или непонятном движении в окружающей среде. На дистанции возможной опасности этот инстинкт (набор боевых оборонительно-наступательных рефлексов) срабатывал автоматически, ибо намерения противника оценивались мгновенно и только на уровне подсознания.

Вспомните развлечения вашего детства: в младших классах школы, когда кто-нибудь, шутя, делал по отношению к вам резкое движение – как резко что-то срабатывало и дергалось внутри вас. Срабатывал первобытный инстинкт опасности и включенная им боевая реакция. В детстве мы были ближе к природе и этот инстинкт срабатывал сам. С возрастом он притупляется: мы все привыкаем к быстро приближающимся к нам живым существам или предметам без вредных для нас последствий. В древности такой предмет или живое существо были источником опасности. А в еще более зрелом возрасте боевые инстинкты приходится пробуждать к жизни посредством жестокой необходимости.

Боевая реакция - это рефлекс, выработанный на опасную информацию, внезапно поступившую из внешней среды. Путь к боевому рефлексу - обостренное впечатление, переведенное в область ощущений. Ощущение не обманет, оно объективно и поэтому не подлежит сомнению. Оно сообщает информацию организму напрямую, такой, как она есть. Плохая информация доходит до сознания медленнее, чем хорошая (на этом основан тактический принцип "обманутого ожидания"). Перенос какого-либо ощущения к сознанию происходит почти мгновенно, но если появляется какой-либо отвлекающий момент, например, внезапный шум, то потребуется промежуток времени более секунды, прежде чем физическое ощущение дойдет до сознания.

В каждом человеке заложен набор защитных навыков, основанных на естественных реакциях организма. Они проявляются неосознанно, при экстремальных ситуациях. Но есть моменты, с которыми человек встречается впервые, и для того, чтобы наступило осознание опасности, здесь необходим комплексный подход к формированию защитных навыков, обучению ведения огневого боя.

Одним из вариантов выработки профессиональных навыков в огневой подготовке, именно при ведении огневого контакта с противником, могут решать лазерные технологии.

Практическое использование лазерного стрелкового тренажера "Рубин" показало возможность эффективно выявлять ошибки начинающего стрелка при прицеливании и предотвращать закрепление неправильных навыков. Здесь хотелось бы отметить, что для повышения эффективности подготовки было бы неплохо доработать тренажер, таким образом, чтобы можно было процесс прицеливания не только визуально наблюдать и определять ошибку в действиях стрелка, но и фиксировать амплитуду движения руки с оружием, чтобы потом можно было не только на словах разобрать неправильные действия, но и показать эти действия обучаемому, что позволит ему самому увидеть ту самую ошибку, из-за которой он не может решить поставленную перед ним задачу на огневом рубеже или он ее решает не полностью.

Еще одно важное направление применения лазерного тренажера. Было бы интересно, используя принцип отраженного лазерного луча, снарядить соответствующей экипировкой и оружием с лазерной насадкой сотрудников для отработки ведения огневого боя в движении малой группой и друг против друга, имитируя конкретную боевую ситуацию. Это бы позволило нам фиксировать степень поражения каждого участника с указанием характерных ошибок при стрельбе, перемещении, использовании того или иного укрытия и т.д.

Еще одно предложение. Речь идет о разработке более совершенного комплекса, который позволил бы не только отображать степень поражения стрелков, но и переносить непосредственно на них через их чувствительность ту обстановку, которая может возникнуть в ходе огневого контакта. Я говорю о том, чтобы экипировку снабдить специальными датчиками, которые выдавали бы тот или иной электрический импульс на то место поражения, в которое непосредственно прошел "выстрел" противника. Так, например, в свое время немцы применяли этот способ: на их силуэтах мишеней вспыхивали лампочки, грохотал динамик, имитируя выстрел противника, при промахе немецкий курсант получал электротоком удар в живот, не смертельный, но весьма болезненный. Этот метод позволял существенно ускорить подготовку стрелка в огневой дуэли. Помимо этого инструкторы того времени умели закреплять практические наработки: они знали, что введение в организм 4÷5 граммов глюкозы (любыми путями) сразу же после удачной отработки условного рефлекса делает его результативнее и надолго фиксирует в биологической памяти организма. Я думаю, что здесь есть над чем задуматься и попробовать исторический опыт воплотить при помощи современных технологий, и тогда мы могли бы существенно продвинуться в вопросах подготовки сотрудников правоохранительных органов к действиям в сложной оперативно – боевой обстановке.

 

В.А.Шилов
инспектор полка ДПС ГАИ УВД
Особенности организации занятий по огневой подготовке с применением лазерных тренажеров

Огневая подготовка в полку ДПС ГИБДД при УВД г. Новосибирска организована в соответствии с требованиями приказа МВД РФ № 955 2000г. Согласно приказа командира полка ДПС № 199 от 18.12.01г. были созданы 23 учебные группы, в которых определены руководители учебных групп и руководители стрельб.

Для проведения занятий по огневой подготовке используется как собственная материальная база (тир, учебный класс), так и арендуемые сооружения (НБК).

На занятиях по огневой подготовке изучается материальная часть оружия (основные части, работа частей и механизмов ПМ и АК), условия я порядок выполнения упражнений учебных стрельб из стрелкового оружия, меры безопасности при обращении с оружием, отработка нормативов, правовые основы применение и использования огнестрельного оружия.

При проведении контрольных стрельб по итогам 2002 года полку ДПС была поставлена оценка "удовлетворительно".

В целях обучения умелому владению оружием полк ДПС приобрел лазерный стрелковый комплекс "Рубин".

Комплекс "Рубин" используется в полку ДПС ГИБДД с марта 2001 года для проведения беспулевых стрельб из пистолета Макарова по стандартным мишеням на расстоянии 25 метров от огневого рубежа. Лазерный комплекс позволяет проводить обучение сотрудников навыкам ведения прицельной стрельбы из пистолета Макарова с последующим визуальным контролем и компьютерной обработкой результатов стрельбы.

Отличительной особенностью комплекса является то, что оружие не связано проводом с компьютером, что позволяет проводить тренировки в движении.

Отработка и совершенствование навыков в стрельбе производиться из табельного оружия закрепленного за сотрудником, что позволяет оценивать особенности ударно-спускового механизма стреляющим (протяженность и тяжесть спуска).

Комплекс "Рубин" позволяет выполнять упражнения учебных стрельб из ПМ утвержденных Приказом № 955 от 11.09.2000г. "Об утверждении Наставления по огневой подготовке в органах внутренних дел РФ".

Отработка "плавного спуска" проходит в условиях, позволяющих обучаемому анализировать возникающие ошибки и моментально их исправлять.

Не затрачивается время на осмотр мишеней, так как точки попадания отображаются на экране монитора с индикацией суммы набранных очков.

Комплекс "Рубин" позволяет значительно экономить дорогостоящие боеприпасы. Согласно Приказу МВД № 183 от 10.06.91г. "О нормах расхода боеприпасов, ВВ и имитационных средств на боевую подготовку в ОВД" в год на одного сотрудника положено 60 шт. патронов ПМ, то есть 27000 шт. на  450 сотрудников СП ДПС ГИБДД. Реально в 2001 учебном году было израсходовано 20000 шт. патронов ПМ, следовательно" экономия на боевую подготовку составила 7000 шт. патронов ПМ. В 2002 году было израсходовано 25000 шт. патронов ПМ, экономия составила 2000 штук (возрос качественный показатель выполнения боевых стрельб, с учетом использования лазерного тренажера).

Кроме того, для подготовки и проведения спортивных соревнований СП ДПС ГИБДД положено 8500 шт. патронов ПМ в год. Для подготовки и проведения спортивных соревнований в 2001 учебном году израсходовано 5000 шт. патронов ПМ, следовательно, экономия составила 3500 шт. патронов ПМ.

Дополнительно в СП ДПС ГИБДД стрелковый тир был оборудован световой и звуковой сигнализацией, на базе СГУ‑40, с помощью которой компенсируется отсутствие психологического фактора "боязнь выстрела".

Особое внимание в полку ДПС обращено на обучение стажеров на первом этапе обучения. В целях повышения качественного отбора и обучения сотрудников впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел и на основании приказа ГУВД НСО № 558 от 02.11.01г. "О проведении эксперимента по совершенствованию системы отбора и специальной первоначальной подготовки сотрудников, впервые принимаемых на службу в ОВД", 9 сотрудников проходило обучение в полку ДПС. Занятия проводились согласно плану поведения обучения по служебной и боевой подготовке.

Обучение по боевой подготовке проводилось с использованием лазерного тренажера "Рубин". Проводилась отработка "плавного спуска", ведение огня беспулевой стрельбы, так и боевой стрельбы, до момента получения положительного результата. При сдаче экзаменов в Учебном центре по огневой подготовке стажеры полка ДПС получили по теории и практике хорошие и отличные оценки.

Вывод. При проведении тренировок на комплексе "Рубин" сотрудниками Специализированного полка ДПС ГИБДД были достигнуты положительные результаты в стрельбе из ПМ. В 2000 году процент выполнения упражнения контрольных стрельб составлял 73 % от личного состава, а по итогам 3 квартала 2002 года 96 % от всего личного состава.

Доля оценок "хорошо" и "отлично" достигла в СП ДПС ГИБДД 45 % от всего личного состава.

Сотрудники, отвечающие за боевую подготовку в полку, считают целесообразным использовать лазерный комплекс "Рубин" во всех подразделениях ОВД.

А.С.Луферов
помощник начальника Новосибирского Областного управления инкассации по вооружению
Использование лазерных стрелковых тренажеров при первоначальном обучении

На первоначальном этапе подготовки инкассаторов и применению оружия остро встает вопрос правильного прицеливания и соблюдения мер безопасности. Обучение мерам безопасности при производстве статической стрельбы из лазерного тренажера не представляет особых проблем. Приемам правильного прицеливания (плавному нажатию на спусковой крючок, выбору правильной стойки стрелка) должно уделяться максимальное внимание. За основу при подготовке инкассаторов на первоначальном этапе может браться упражнение ПМ-1 при занятиях в тире. При занятиях в других помещениях используется уменьшенная мишень (пропорционально расстоянию между стрелком и мишенью). Занятия проводятся аналогично проведению стрельб при выполнении упражнения ПМ-1. При выполнении таких стрельб руководитель обучает стрелка мерам безопасности, по результатам определяются основные ошибки, допускаемые данным стрелком, и проводится их анализ. Использование лазерного тренажера на первоначальном этапе обучения дает возможность сократить время подготовки стрелка к реальной боевой стрельбе до 30 % (опытный показатель), обеспечить безопасное обучение и применять приемы невозможные к применению при боевой стрельбе (поддержка руки стрелка, оружия, корректировка стойки и т.д.). После окончания подготовки стрелка на лазерном тренажере, при обучении боевой стрельбе остается преодоление психологического барьера при производстве выстрела (звуковой эффект, эффект отдачи).

Предложения:

1. В ходе тренировок на лазерном тренажере использовать помимо штатного оружия револьверы РС-22, заряженные капсюлем "Жевело-Н", которые не в полной мере, но дают звуковой эффект и вспышку, что в последующем может сократить время "перехода" от лазерного тренажера к боевой стрельбе.

2. При тренировках на лазерных тренажерах использовать упражнения, в которых стрелок тренируется на слабо освещенных мишенях. Данные упражнения позволяют научить стрелка концентрировать свое внимание на прицельном приспособлении, при этом видеть мишень в виде "пятна", что ведет к приобретению навыков правильного прицеливания, а в последующем дает возможность использовать оружие в условиях ограниченной видимости.

 Использование лазерных тренажеров при обучении скоростной стрельбе

Для обучения скоростной стрельбе, особенно стрельбе в движении и дуэльной стрельбе, с точки зрения безопасности, как нельзя лучше подходят лазерные тренажеры "Рубин":

а) При обучении скоростной стрельбе в движении можно использовать любое помещение, где размещается мишень (мишени), стрелок проходя по данному помещению (тиру, где могут быть использованы искусственные укрытия), по команде "нападение" или при появлении мишени открывает "огонь" на поражение. Упражнение может проводиться на время или на качество выполнения, при этом посредник может находиться в непосредственной близости от стрелка вести хронометраж и контроль "расход боеприпасов", умение стрелка выбирать и использовать укрытия для перезарядки магазинов.

б) При дуэльной стрельбе стрелок нарабатывает навык быстрого использования своего оружия, использования навыков стрельбы на вскидку, использование или недопущения рикошета. Результат выполнения данного упражнения ведется посредником по попаданиям в "противника" (лазерная точка).

в) Как дополнительный элемент обучения навыкам стрельбы, исключающих рикошет, используются щиты (штативы) с зеркалами, отражающие лазерный луч при попадании в мишень, покрытую светоотражающей пленкой.

г) Для эффективности определения "поражения" противника целесообразно использовать костюмы, с нанесенными на них жизненно важными зонами из светоотражающей пленки.

Недостатками при проведении вышеуказанных упражнений являются: отсутствие светозвукового эффекта, болевого эффекта, а также производство нескольких выстрелов без взвода курка.

Предложения, направленные на устранение упомянутых недостатков:
для проведения скоростной стрельбы, чтобы стрелку произвести несколько "выстрелов" без взвода курка, можно доработать тренажер. Во внутренней части спусковой скобы между спусковым крючком и рукояткой на плоской пружине установить микровыключатель с пружинной, рассчитанной на усилие 2÷3 кг, усилие реального боевого спуска. Шток микровыключателя подводится под спусковой крючок, пистолет стоит на предохранителе, при этом используется холостой ход спускового крючка.

 Установка пружины с микровыключателем производится со снятием рукоятки пистолета.

Для получения болевого эффекта предлагается использование браслета со слабым разрядом тока и управляемого посредником при помощи радиосигнала.

 Использование лазерного тренажера на тренировках по рукопашному бою

При проведении занятий по рукопашному бою, когда отрабатываются приемы против преступника, вооруженного огнестрельным оружием, необходимо научить тренируемых сначала отводить оружие, направленное на него, в сторону, а затем проводить прием. Также в зависимости от особенностей обстановки научить тренируемых занимать безопасную для них позицию. Для проведения таких тренировок нападающий использует пистолет, с установленным на нем лазерным тренажером. При проведении приема обороняющийся должен быстро и правильно отвести оружие за габариты своего тела или уйти с линии огня, а затем провести соответствующий прием. Если нападающий успел произвести "выстрел" и поразить  обороняющегося, то упражнение не выполнено. При использовании болевого браслета и револьвера РС-22 или подобного, имеющего светозвуковой эффект, отрабатываемые приемы можно будет максимально приблизить к реальным условиям.

 Использование лазерных приборов в деятельности правоохранительных органов и силовых структур

В связи с тем, что активизация работы инкассаторов происходит в вечернее время в условиях ограниченной видимости, а также из-за ограничений связанных с устройством спецавтомобилей и бойниц, установленных на них, ведение огня из автоматического оружия становится сильно ограниченным, а иногда, в свете требований ст. 24 "Закона об оружии", невозможным. Для решения создавшихся ситуаций, связанных с применением автоматического оружия, возникает необходимость в применении ЛЦУ (лазерных целеуказателей). Для установки на АКС-74У ЛЦУ должен быть максимально компактен и иметь дистанционное управление в виде кнопки (микровыключателя), устанавливаемой на правой стороне цевья. Длина ЛЦУ не должна быть больше 70 мм. ЛЦУ должен легко устанавливаться и сниматься с пламегасителя АКС-74У.

 

Рис. 1. Установка лазерного тренажера в ствол сигнального револьвера РС-22

Рис. 2. Установка пружины и микровыключателя

Рис. 3. Установка ЛЦУ на пламегаситель АКС-74У

При использовании таких ЛЦУ появляется возможность применять оружие и вести прицельный огонь, не используя штатные прицельные приспособления, вести огонь из-за укрытия, при этом появляется возможность применять оружие без нанесения ущерба третьим лицам.

 

А.М.Проскурня

инструктор по стрельбе Учебно-информационного центра "Аргус"

Методика использования лазерных стрелковых тренажеров для первоначальной подготовки и дальнейшего повышения мастерства

 

Уважаемые коллеги! Учебно-информационный центр "Аргус" занимается подготовкой охранников и детективов  для частных структур. В ходе обучения будущие охранники обучаются умению владеть огнестрельным оружием. Но в тире УИЦ "Аргуса" не только проходят первоначальную подготовку, но и совершенствуют свои навыки те, кто уже работает в качестве частного охранника. Материально-техническая база тира УИЦ "Аргус" разнообразна. Есть у нас и лазерный тренажер Рубин. К слову будет сказать, УИЦ "Аргус" один из первых приобрел лазерный тренажер и уже около четырех лет успешно применяет его в учебном процессе.

Тренажер Рубин, используется нами по двум направлениям:

1. Начальная подготовка слушателей УИЦ "Аргус" и сотрудников частных охранных предприятий, не имеющих достаточного опыта владения огнестрельным оружием.

2. Тренировка опытных стрелков имеющих опыт стрельбы из огнестрельного оружия.

Занятия на лазерном тренажере можно отнести к "технической" тренировке, т.е. это тренировка без патронов.

Тренировка без патронов - высокорезультативная форма подготовки, решающая свои собственные задачи. Она не может быть заменена другой формой работы, в том числе и практической стрельбой. "Техническая" тренировка необходима стрелкам всех уровней подготовленности. С ее помощью решаются следующие задачи:

- развитие силовой выносливости руки;

- совершенствование устойчивости оружия;

- развитие личного контроля;

- разучивание управления спуском;

- управление вниманием;

- отработка согласованности действий в комплексном выполнении выстрела.

Поэтому, прежде чем приступать к стрельбе и новички и опытные стрелки проходят через лазерный тренажер Рубин. Работа строится следующим образом.

Начальная подготовка слушателей и частных охранников с применением лазерных тренажеров включает в себя:

- постановка правильной стойки;

- удержание оружия (хват);

- прицеливание;
- постановка дыхания;

- производство плавного спуска курка с боевого взвода.

В этот период обучения со слушателями и частными охранниками отрабатывается подготовительное упражнение.

Подготовительное упражнение:

Мишень - № 4 кругами,

Расстояние до цели - 20 м,

Положение для стрельбы - стоя,

Количество выстрелов - 10 выстрелов,

Время на стрельбу - не ограничено.

Во время отработки данного упражнения, основное внимание уделяется на постановку правильной стойки, удержание оружия, плавный спуск курка. Каждый выстрел анализируется по реальному изображению мишеней на экране монитора, т.е. по кадру телевизионной камеры. При правильном выстреле на мишени высвечивается неподвижная "точка" в перекрестии белых линий. При срыве курка "точка" смазывается. По результатам зафиксированного попадания остается выяснить причины срыва, либо это из-за не правильного удержания оружия или  из-за "резкого" спуска курка с боевого взвода.

Постановка курка на боевой взвод производится после каждого выстрела, для облегчения спуска курка.

Тренировка опытных стрелков осуществляется на основе отработки специального упражнения.

Специальное упражнение:

Мишень - № 4 кругами,

Расстояние до цели - 20 м,

Положение для стрельбы - стоя,

Количество серий и выстрелов:

пристрелка - 10 выстрелов

1 серия - 30 выстрелов;

2 серия - 60 выстрелов;

3 серия - 90 выстрелов;

4 серия - 120 выстрелов

Время на стрельбу - не ограничено или задается инструктором.

Перерыв между сериями не менее 2-х минут.

Спуск курка самовзводом.

Выполняются упражнения беспулевым методом по светоотражающим мишеням. Стрельба проводится как с огневого рубежа, так и в движении. Во время движения стрелок может использовать укрытия и двигаться от одного к другому.

Данное упражнение позволяет вырабатывать выносливость, правильный "хват" рукоятки оружия, сохраняет неподвижность оружия при "провале спуска" и предотвращает сдергивание выстрела. Приемы "хватки" необходимо отрабатывать до мышечного автоматизма, до тех пор, пока пистолет не прекратит "клевать" при спуске курка с боевого взвода.

Прицеливание тесно связано со спуском курка и выполняются, как единый процесс. Внимание стрелка в любом случае в тире или боевой обстановке сосредотачивается на цели, поэтому спуск курка должен производиться автоматически на уровне подсознания, а натренировать момент спуска необходимо на уровне мышечных рефлексов, т.к. при внезапной стрельбе спуск "обрабатывать" будет некогда надо стрелять и стрелять быстро. И этот автоматизм нарабатывается другими упражнениями на лазерном тренажере.

Все упражнения выполняются в движении или на скорость, по специальным мишеням, находящихся на расстоянии от 50 до 5 м. Здесь особое внимание уделяется правильности передвижение, удержанию оружия, точность выстрела. Спуск курка - самовзводом.

Основными элементами выполнения упражнений являются:

- правильное движение (перебежки с остановкой для стрельбы);

- уход с линии огня (движение влево-право);

- стрельба с разных уровней (стоя, с колена, лёжа на спине и т.д.);

- удержание оружия, как в одной руке, так и двойным хватом;

- интуитивная стрельба (лицом к мишени и с разворотом);

- стрельба из-за укрытия.

Упражнения отрабатываются до автоматизма, после тренировки на тренажере, стрелки переходят на боевую стрельбу из боевого оружия.

Для повышения индивидуального мастерства опытных стрелков из числа частных охранников занимающихся охраной физических лиц, с применением лазерных тренажеров отрабатывается стрельба на вскидку с коротких дистанций 5-10 метров. Для этой тренировки используется мишень в виде фигуры человека в полный рост, с нанесенными зонами поражения (см. рис.1).

По команде инструктора, который указывает, в какую зону нужно попасть, стрелок вскидывает руку с пистолетом и производит "выстрел" из пистолета с лазерной насадкой. Подобное упражнение может отрабатываться при стрельбе от бедра.

Зоны попадания на мишени выполнены из металлизированной фольги, взятой из плиток шоколада. Фольга неплохо отражает вспышку лазерного "выстрела" и хорошо фиксируется взглядом, как инструктора, так и самим стреляющим.

 

рис1 Мишень с нанесенными зонами поражения

 

Приложение. Рекомендации по установке комплекса ЛСК-430 (230) для проведения лазерных и боевых стрельб в условиях штатного тира.

 

1. Основное оборудование комплекса (системный блок, монитор, активные звуковые колонки, принтер, квадратор, фотоприемное  устройство ФПУ-1М)  устанавливается непосредственно на огневом рубеже (на расстоянии 25-30м от мишеней).

2. Напротив каждой мишени на расстоянии 9-10м  закрепляются телекамеры. Телекамеры жестко крепятся на кронштейнах  под потолком и  должны быть защищены   отбойником.

3. Телекамеры имеют питающее напряжение 220В/50Гц. Поэтому на расстоянии 9-10 м от мишеней  необходимо предусмотреть сетевую розетку  (евророзетка) 220В/50Гц Розетка обязательно должна быть с надежным заземлением. В противном случае возможны искажения видеосигнала с телекамеры.

4. К сетевой розетке подключается протектор (удлинитель на пять евророзеток). Протектор крепиться под потолком, рядом с телекамерами. Сетевые вилки телекамер подключаются  к розеткам протектора.

5. К  каждой телекамере подключается видеокабель длиной 30м.

6. Видеокабели с телекамер выводятся вдоль стены на огневой рубеж  и подключаются к соответсвующим разъемам квадратора. Видеокабели укладывается либо в канавку на  полу и защищаются металлическим листом, либо проходят прямо по полу и защищаются швелером.

7. Выход квадратора с помощью видеокабеля  подключается к плате захвата кадра, установленной  в системном блоке.

8. Фотоприемное устройство ФПУ-1М закрепляется на огневом рубеже либо к потолку, либо к стене. Объектив ФПУ-1М направляется в сторону мишеней .

9. После установки телекамер, ФПУ-1М и прокладки кабелей подключите компьютерное оборудование  в соответствии с пунктом 6 (Подготовка комплекса к работе) паспорта на ЛСК.

10. Переключите  квадратор  в режим «Квадратора» (в компьютер  в этом случае передается видеосигнал  с двух (четырех) телекамер одновременно)..

11.    Запустите на компьютере программу «Rifle Simulator ver. 8.11»  и в соответствии с методикой ( «Методика настройки программы «Лазерный тир») проведите необходимые настройки.

12.    Настройте положение каждой телекамеры таким образом, чтобы  изображение соответствующей мишени было в центре окна на мониторе.

13.    Затем совместите желтую рамку с изображением мишени первой телекамеры, синюю рамку с изображением второй телекамеры и т.д.

14.   .Лазерные стрельбы проводятся по светоотражающим мишеням  с использованием  лазерных  тренажеров,  установленных  на штатное или учебное оружие. При этом, в программе должен быть установлен режим «Лазерное оружие».

15.   Боевые стрельбы проводятся по бумажным  мишеням  с использованием  боевого оружия калибра 9мм или 7,62мм.  При этом, в программе должен быть установлен режим «Боевое оружие».

16.   Для надежной работы комплекса необходимо жестко закреплять  телекамеры  (телекамера  не  должна вибрировать на кронштейнах или качаться). Щит, на котором крепится мишень, также не должен вибрировать или шататься  в момент выстрела  и после  выстрела.

17.   Компьютерная программа «Rifle Simulator ver. 8.11» работает следующим образом:

После нажатия кнопки «Старт»  в память компьютера вводится изображение мишеней до начала стрелкового упражнения. При этом не важно были или нет пробоины на мишени. Стрелковое упражнение начинается по звуковому сигналу.  После каждого выстрела на мониторе отображается мишень с вновь появившейся пробоиной. Для определения текущей пробоины программа Rifle Sim 8.11 сравнивает изображение мишени в момент выстрела с изображением мишени, которое храниться в памяти компьютера. Отличие в изображениях мишени программа идентифицирует, как новую пробоину.